2.1 методы размышления о будущем
Инструменты стратегического планирования
Работа с моделью «3 Горизонта»
Целью стратегического планирования любой организации является получить долгосрочное преимущество. Для этого нужно работать не только с контекстом в настоящем, но и предугадывать развитие событий в будущем.
Способов об этом думать немного. В России самый распространённый метод rapid-foresight (разработан в России) - инструмент коллективного прогнозирования будущего и способ занять такую роль в развивающейся системе, которая позволит получить стратегическое преимущество. Этот инструмент требует участия профессионального модератора метода, сессии Rapid Foresight проходят как правило несколько дней. В этом уроке речь пойдёт о более простом методе, который помогает синхронизировать свои представления относительно настоящего и будущего, выявить разрывы и определить свою позицию.
Как правило компании используют 4 типа инструментов для работы с будущим. Выбор конкретного типа зависит от горизонта планирования и способности компании в одиночку повлиять на ситуацию.
Планирование и прогнозирование - для изменений в ближайшем будущем. Пример: Образовательная компания хочет вывести новый продукт на рынок, т.к. видит рост спроса. Она прогнозирует объем рынка, считает юнит-экономику и понимает, что сможет сделать это более эффективно, чем другие игроки. Таким образом, есть план действий и прогноз по захватываемой доле рынка.
Сценарное планирование - для изменений в средней и дальней перспективе, на которые компания также может сама повлиять. Компания оценивает вероятность наступления той или иной ситуации и готовится к ней заранее - то есть выбирает те направления, которые обеспечат ей стратегическое преимущество в данной ситуации. То есть на критическое изменение у компании есть план "Б". Пример, компания рассматривает несколько сценариев восстановления рынка после пандемии. Для каждого сценария продумывается стратегия и выбирается оптимальный маршрут движения.
Дорожная карта - для изменений в ближайшем будущем, которые требуют согласованных действий разных игроков на рынке (т.е. повлиять на изменение можно только вместе). Пример: Сотовые операторы понимают, что драйвером рынка телекоммуникаций является переход на стандарты связи нового поколения и вместе проектируют переход на стандарты следующего поколения. Это требует наличия у пользователей устройств, поддерживающих этот стандарт, инфраструктуры, способной работать с этим стандартом, широкой географии покрытия.
Используя дорожную карту, игроки могут согласовать свои действия, для оптимизации усилий.
Адаптивные карты направлений (Adaptive pathways) уместны, когда речь идёт об изменениях в долгосрочной перспективе. Например, мы хотим, сделать потребление более экологически ответственным, мы уже видим тренд, но понимаем, что для его воплощения нужно вовлечь куда больше игроков! Динамика изменений настолько велика, что дорожную карту потребуется пересобирать каждый раз при наступлении такого изменения. Нужен более гибкий инструмент простраивания траектории изменений, который может служить навигатором для многих на рынке даже с учётом наступления того или иного сценария. Для этого нужен гибкий инструмент, пересобирать дорожную карту, который может просигнализировать участникам: "Найден более быстрый маршрут".
Несмотря на сложность ситуации, для этого можно использовать довольно простые инструменты.
Метод "3 Горизонта"
Метод помогает группе увидеть многообразие разворачивающегося будущего, организовать дискуссию о системном изменении.
Метод «Трех горизонтов» помогает с помощью трех сценариев
- идентифицировать настоящее (управленческий сценарий - горизонт 1),
- сформулировать желаемое / предполагаемое будущее (визионерский сценарий - горизонт 3)
- и показывает, как связать эти два сценария между собой (предпринимательский сценарий - горизонт 2)

Метод «Трех горизонтов» разработал Билл Шарп, описал его в книге "Three Horizons. The Patterning of Hope"

Он решил изобразить пересекающиеся волны технологических инноваций и изменений более реалистично, чем в виде традиционных «дорожных карт». Метод подтвердил свою пользу в качестве концептуальной модели, которая может помочь людям оценить текущие предположения, возникающие изменения и возможные и желаемые перспективы. Теория постоянно развивается, появляется новая литература и видео контент на эту тему.
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
В системе координат карты «3 Горизонта»
вертикаль - это сила присутствия того или иного явления, в горизонтали - время.
Чем выше карточка, тем сильнее это присутствует в системе.
Правее - дальше в будущее.

Условно разделим горизонтальную ось на 3 отрезка: настоящее - переходный период - будущее.

Карточки Горизонта 1 помещаются в отрезке "Настоящее" (слева), Горизонта 2 - в отрезке "переходный период" (посередине), Горизонта 3 - в отрезке "Будущее" (справа).
Каждый горизонт - это способ мышления, это система убеждений, принципов выстроенных процессов и как следствие повторяющихся событий.
"Будущее уже наступило. Оно просто неравномерно распределено," - Уильям Гибсон, писатель-фантаст.
Метод помогает участникам увидеть, что все 3 горизонта существуют в настоящем. Это разные парадигмы, ведущие к определённым проявлениям. Появляется ясность относительно будущего через понимание проявлений людей (в том числе и нас самих) в настоящем.

Метод структурирует наши размышления в терминах привычных паттернов поведения - т.е. мы смотрим не на события, а на то, почему они возникают.

Таким образом, метод помогает сначала увидеть наши представления о том, как работает система, а затем осознать нарастающее изменение в системе и взглянуть на настоящее из картины будущего.

Что интересно, картин будущего может быть множество в зависимости от тех или иных действий в настоящем - и это тоже можно наглядно увидеть.
Для работы нужно собрать тех, кого касается выбранная тема. У них могут быть разные позиции относительно текущей ситуации и разные цели. Главное, чтобы у них было желание увидеть более полно, что происходит в будущем.
Как создать карту 3 Горизонтов
Определите тему, с которой будете работать
Для эффективной работы следует определить границы рассматриваемой системы: что в неё входит, а что мы не рассматриваем, каков масштаб рассматриваемых явлений. Это позволяет легче ориентироваться в полученном результате, сопоставлять выделенные явления.
Горизонт 1. Как сейчас всё работает
Мы рассматриваем не события, но привычные паттерны поведения. Как их выявить? Обратите внимание на повторяющиеся вновь и вновь события, как выстраиваются процессы в системе, на то, как принято решать те или вопросы. Помогает декомпозировать вопрос и рассматривать через разные призмы: каковы ваши текущие предположения о производстве? услугах? ресурсах? персонале? клиентах? капитале? достигаемых результатах? принципах принятия решений?
Горизонт 2. Образ желаемого будущего (тренды, как система может работать)
На время забыв о картинке настоящего, команда набрасывает образ желаемого будущего. Какова новая парадигма? Какие принципы должны лежать в основе принятия решений? Какие роли и процессы есть в картинке Будущего? Как новая деятельность есть в Будущем?
Дополняем образ будущего результатами исследований будущего.
После того, как группа выложила своё представление о Будущем на карту, предложите ей поизучать исследования трендов, которые возможно выпали из поля внимания при мозговом штурме на прошлом этапе.
Горизонт 2. Решения, закрывающие разрывы между Гор. 1 и Гор. 3.
Внимательно изучите карточки Горизонта 1 и Горизонта 3, и напишите все решения, которые работают на несовершенстве системы горизонта 1: как правило уже сейчас есть предпринимательские решения, которые удовлетворяют потребность клиентов из-за несовершенства существующей системы.
Определите, каких решений не хватает для перехода в желаемое будущее.
Проанализируйте, как существующие решения приближают будущее из Горизонта 3. Все ли решения его приближают, или они укрепляют существующий Горизонт 1? Какие решения выглядят наиболее перспективными для приближения желаемого будущего?
Возможны несколько сценариев перехода в желаемое будущее.
1. Существующая Система интегрирует в себя существующие проекты, и по сути паттерны останутся те же.
2. Существующая Система ведёт сама себя к коллапсу, новые решения Горизонта 2 не создаются, а значит впереди болезненная фаза выстраивания некоего нового будущего с нуля в условиях разрушившихся институтов предыдущей.
3. Существующая Система сбоит, методы повышения контроля не дают результаты, возникают все больше точек недовольства тем как это работает, но вместе с тем появляются решения, которые приближают паттерны горизонта 3. Таким образом постепенно появляются модели, которые закрепляют новые паттерны, таких игроков становится больше и они задают новую норму, ведущую к изменению норм даже консервативных игроков.
Подводя итоги работы с моделью
Вместе с участниками ответьте на следующие вопросы:

1. Какие идеи Будущего (3 Горизонт) уже проросли и как мы можем способствовать их развитию в будущем?

2. Какие есть альтернативные образы будущего, как создать партнерство с носителями этих идей?

3. Что отживает свой век в доминирующей системе Горизонта 1 и как помочь этому исчезнуть без разрушительных последствий?

4. Что эффективно работает в текущей системе (Горизонт 1), и должно быть сохранено в образе Будущего?

5. Какие инновации (Горизонт 2) усиливают модели текущей системы, а какие приближают наступление желаемого будущего? что отличает их от остальных? (используемые ресурсы, бизнес-модель, процессы)

6. Каких решений не хватает для создания новой модели поведения, которая приведет к образу желаемого будущего?

7. Каковы должны быть наши действия, чтобы способствовать эффективному взаимодействию проектов горизонта 2, чтобы приблизить образ будущего?
Дополнительные материалы
Видео с разбором кейса от Екатерины Затуливетер Altourism и активным сообществом деревни Косаричи.
Шаблон в Miro Дерево проблем и Файл шаблона Miro доски
Для поиска проблем целевой аудитории - поможет эта статья "Как выяснять потребность клиента"
Дерево Проблем помогает в формировании гипотез для создания продукта. О том как создавать MVP продукта, опираясь на гипотезы - читайте тут.
Made on
Tilda